Воскресенье
19.05.2024
03:40
Категории раздела
Видеотека [23]
Информационный стенд [51]
Практические и лабораторные работы [9]
Карты урока [8]
Презентации [25]
Дидактический материал [30]
Библиотека [103]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ПОХИМИЧИМ!!!
    Главная » Файлы » Дидактический материал

    Как сделать концептуальнцю карту?
    11.01.2015, 16:15

    Редактировали Mkorobeynikov

    методика:Концептуальная карта иерархийКонцептуальная карта отношений («карта-паук»)Карта блок-схемы

    Концептуальная карта поможет вам организовать свои мысли и удачные идеи после мозгового штурма для любого творческого проекта. Концептуальные карты – отличное наглядное пособие, потому что дает возможность увидеть, как множество тем и процессов связаны друг с другом. Концептуальные карты обычно делаются так: слово обводится в квадрат или овал, от него рисуются стрелки, связывающие его с другими словами, показывая взаимоотношения между этими предметами. Самые распространенный типы концептуальных карт – карта иерархий, карта связей («паук»), карта схемы потоков.

     
     
     

     

     
    Метод 1 из 3: Концептуальная карта иерархий
    1. Make a Concept Map Step 1 Version 2.jpg
      1
      Мозговой штурм по списку важных тем. Перед тем как вы выберите центральный предмет вашей карты иерархий, вам необходимо записать список значимых явлений, связанных с вашим проектом или целью. Если вам известно, что ваш проект будет посвящен деревьям, например, тогда это слово будет на вершине вашей карты. Но если вы знаете только лишь то, что вам нужно написать о природных объектах или природных материалах, тогда задача становится чуть сложнее.[1]Начните с того, что выпишите все понятия или явления, относящиеся к вашему главному предмету.
      • Деревья
      • Кислород
      • Древесина
      • Люди
      • Растения
      • Животные
      • Дома
      • Бумага
       
       
      Реклама
       
    2. Make a Concept Map Step 2 Version 2.jpg
      2
      Выберите самый главный концепт. Когда вы обдумали в ходе мозгового штурма список концептов, связанных с вашим проектом, вы можете выбрать самый главный из всех – тот, из которого растут все остальные. Выбор может быть очевидным, но, возможно, придется хорошенько подумать. Помните, если это иерархическая карта, то центральное слово должно связывать все остальные. В этом примере это слово «Деревья».
      • Это слово берется в квадрат или овал на верхушке вашей карты.
      • Знайте также, что в некоторых случаях вы можете пропустить первый шаг. Если вы уже знаете, что вам нужно написать или сделать презентацию о «Деревьях», например, вы можете сразу так и написать сверху карты.
       
    3. Make a Concept Map Step 3 Version 2.jpg
      3
      Свяжите ключевое слово с второстепенными словами в вашем списке.Когда вы уже нашли главное слово, нарисуйте стрелки от него вниз вправо и влево, связав его со следующими по важности двумя-тремя словами. Эти слова должны состыковываться с остальными словами, которые вы обдумывали мозговым штурмом, и их напишите ниже. В этом примере от понятия «Деревья» идут стрелки к следующим двум терминам «Кислород» и «Древесина».
       
    4. Make a Concept Map Step 4 Version 2.jpg
      4
      Свяжите вторые ключевые слова с еще менее важными понятиями.Теперь, когда вы обнаружили главное понятие и чуть мене важные, ниже можете написать слова, которые связаны со вторым по важности словами. Эти слова должны быть более специфичными и должны иметь связь как с понятиями над ними, «Кислородом» и «Древесиной», так и с центральным словом «Деревья». Вот термины, которые вы поместите ниже этих более главных концептов:
      • Люди
      • Растения
      • Животные
      • Дома
      • Бумага
      • Мебель
       
    5. Make a Concept Map Step 5 Version 2.jpg
      5
      Объясните взаимосвязь между этим двумя терминами. Добавьте линии, чтобы связать эти термины, и объясните взаимосвязь между ними одним-двумя словами. Эти взаимосвязи могут быть разными; одно понятие может быть частью другого, оно может быть решающим по отношению к другому, оно может быть использовано для получения другого, а могут быть и множества других взаимосвязей. Вот взаимосвязи между понятиями в этой концептуальной карте.
      • Деревья дают кислород и древесину
      • Кислород важен для людей, растений и животных
      • Древесина используется для производства домов, бумаги, мебели
       
     

     

     
    Метод 2 из 3: Концептуальная карта отношений («карта-паук»)
    1. Make a Concept Map Step 6 Version 2.jpg
      1
      Напишите главную тему в центре. Карта-паук организовывается следующим образом: главная тема в центре, подтемы отходят от главной темы, вспомогательные детали отходят от подтем. Этот формат действительно делает карту похожей на паука. Этот тип карты идеально подходит для написания эссе, потому что помогает генерировать сопровождающие условия и понимать первичность и вторичность свойств объектов. [2]
      • Карта-паук также очень удобна в выявлении наиболее богатой среди всех остальных темы, потому что с ней вы видите, какая тема дает больше ответвлений и углублений.
      • Например, главная тема – «Здоровье». Напишите эту тему в центре листа бумаги и обведите кружком. Этот круг должен быть больше и заметнее всех остальных, чтобы подчеркнуть то, что это центральная тема в карте.
       
    2. Make a Concept Map Step 7 Version 2.jpg
      2
      Напишите подтемы вокруг главной темы. Теперь, когда вы записали основную тему, можете вписать подтемы вокруг. Можете обвести их в меньшие кружочки и связать стрелочками с главной темой, «Здоровье». Проработайте подтемы мозговым штурмом, прежде чем выбрать несколько из них – допустим, три. Подтемы должны быть достаточно объемными, чтобы дать вам как минимум по три дополнительных детали от каждой из них.
      • Допустим, вы проработали мозговым штурмом следующие понятия, родственные здоровью: образ жизни, релаксация, отсутствие стресса, сон, здоровые отношения, счастье, режим питания, фрукты и овощи, упражнения, авокадо, массаж, пешие прогулки, бег, растяжка, езда на велосипеде, три сбалансированных приема пищи, протеины.
      • Выберите три самых важных подтемы, которые могут включить в себя многие из этих понятий, и достаточно объемны, чтобы объединять множество концепций. Из этого списка наиболее продуктивные термины следующие: упражнения, образ жизни, режим питания. Напишите эти термины в кружках вокруг основной темы и свяжите их линиями. Они должны как-то равномерно расположиться вокруг центральной темы «Здоровье».
       
    3. Make a Concept Map Step 8.jpg
      3
      Напишите вспомогательные темы для этих подтем. Теперь, когда вы выбрали три вспомогательные подтемы, вы можете написать вспомогательные темы и для них. Просто делайте то же, что и делали в последнем пункте: проработайте мозговым штурмом список вспомогательных тем к этим подтемам. Когда вы определите вспомогательные темы, можете соединить их с подтемами линией или даже нарисовав кружок вокруг них. Они должны быть меньше подтем.
      • Вокруг подтемы «упражнения» можете написать следующие понятия: пешие прогулки, йога, разнообразие, как часто, как много, велосипед вместо автомобиля.
      • Вокруг подтемы «образ жизни» можете написать следующее: сон, здоровые отношения, релаксация, массаж, распорядок, разнообразие, любовь.
      • Вокруг подтемы «режим питания» можете написать следующие термины: фрукты, овощи, протеины, баланс, углеводы, потребление воды.
       
    4. Make a Concept Map Step 9.jpg
      4
      Продолжайте (опционально). Если вы хотите сделать свою карту-паука действительно подробной, можете сделать еще один шаг дальше и прописать вспомогательные темы вокруг этих тем. Это может быть полезно, если вы раскрываете действительно сложную, многоуровневую тему. Это также зависит от того, насколько большим должен быть ваш листок, цель или проект – если это требует больше слов или времени, вы можете расширить свою карту.
      • Вокруг вспомогательной темы «сон» можете написать «8 часов каждую ночь», «не пить кофеин перед сном» и «равное количество каждую ночь».
      • Вокруг вспомогательной темы «йога» можете написать «йога для медитации», «силовая йога» или «виньяса йога».
      • Вокруг вспомогательной темы «баланс» можете написать «три приема пищи в день», «белки в каждом приеме пищи», или «здоровые закуски».
       
     

     

     
    Метод 3 из 3: Карта блок-схемы
    1. Make a Concept Map Step 10.jpg
      1
      Выберите отправную точку или проблему. Карта блок-схемы позволяет вам рассмотреть сам процесс и увидеть множество вариантов решений. Схема потоков может быть линейная и просто идти от одного концепта к другому, также она может включать множество элементов для рассмотрения разнообразия развязок. Начальная точка может быть процессом или проблемой, которая требует решения, для примера, пусть будет «Лампа не горит».[3]
       
    2. Make a Concept Map Step 11.jpg
      2
      Напишите простейший способ решения проблемы. Для проблемы «Лампа не горит», типичное решение будет заключаться в том, что лампа не включена в розетку. Так и напишите - «Лампа включена в розетку?», соедините это стрелкой с «Лампа не горит».
       
    3. Make a Concept Map Step 12.jpg
      3
      Напишите два результата решения. Нарисуйте стрелку от «Лампа включена?», которая говорит «Нет», и вторую стрелку, показывающую «Да». Если вы идете по стрелке «Нет», ответом будет «Воткните лампу в розетку». Соедините стрелочкой этот ответ с «Нет». Вы завершили один блок идеи, начинающийся в «Лампа не горит» и переходящий в «Воткните лампу в розетку». Если вы проследуете по этому блоку, проблема будет решена.
      • Но если лампа включена, вы должны следовать другой опции: «Лампочка перегорела?». Это следующее логическое решение.
       
    4. Make a Concept Map Step 13.jpg
      4
      Запишите выводы для следующего решения. От вопроса «Лампочка перегорела?» вам нужно пустить ветки в два пункта «да» и «нет». Если ответ на вопрос «Лампочка перегорела» будет «да», вам нужно соединить это слово с решением, «Заменить лампочку». Вы завершили другой блок идеи, потому что это решение починит лампу. Но если выходит, что лампа не перегорела, вам нужно следовать к ответу «нет» и к последнему варианту: «Починить лампу».
      • Теперь вы завершили блок идеи для проблемы поломанной лампы, что привело вас к трем решениям: воткнуть в розетку, заменить лампочку или починить лампу.
       
       
    Категория: Дидактический материал | Добавил: Виктория
    Просмотров: 515 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: