Как научиться решать задачи? Структура процесса решения.
ЧТО ТАКОЕ ЗАДАЧА?
Решение задач – это работа несколько необычная, а именно умственная работа. А чтобы научиться какой либо работе, нужно предварительно хорошо изучить материал, над которым придется работать. Если приглядеться к любой задаче, то увидим, что она представляет собой требование или вопрос, на который надо найти ответ, опираясь и учитывая те условия, которые указаны в задаче.
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ.
1.Внимательно прочитай текст задачи, постарайся понять её сущность.
2.Запиши краткое условие задачи.
3.Запиши вспомогательные данные.
4.Проведи анализ задачи и наметь план решения.
5.Выбери рациональный способ решения.
6.Проведи необходимые расчеты.
7.Запиши ответ задачи.
8.Проверь результат.
ПРИМЕНЕНИЕ НАВЫКОВ.
Задача 1.
Вычислите массовые доли каждого элемента в хлориде кальция в процентах?
Задача 2.
Какое количество вещества и какова масса 2 1025 молекул оксида натрия?
Задача 3.
Рассчитайте объем (н.у.), количество вещества и число молекул водорода, содержащееся в 4 г.
Задача 4.
Какая масса кислорода вступит в реакцию с 5 молями серы?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Задача 1.
Вычислите массовые доли каждого элемента в оксиде алюминия в процентах?
Задача 2.
Какое количество вещества и какова масса 3 1023 молекул водорода?
Задача 3.
Рассчитайте объем (н.у.), количество вещества и число молекул азота, содержащееся в 8 г.
Задача 4.
Какая масса кислорода вступит в реакцию с 2 молями кальция?
Способы решения задач.
Для того чтобы решить какую либо задачу, необходимо выбрать наиболее рациональный способ её решения. Причём всякий раз это может быть совершенно иной способ, в зависимости от многих условий. У людей разные типы мышлений, различный уровень подготовки по разным предметам и много другое, поэтому «НЕТ УНИВЕРСАЛЬНОГО СПОСОБА РЕШЕНИЯ, ЕДИНОГО ДЛЯ ВСЕХ, КАЖДЫЙ ВЫБЕРАЕТ САМ!».
Различные способы решения задач:
1.Метод решения пропорции.
2.Решение с использованием величины «количество вещества» и «моль».
3.Метод приведения к единице.
4.Арифметическое решение (сравнение масс).
5.Вывод алгебраической формулы и расчеты по ней.
6.Решение через коэффициент пропорциональности.
7.Решение на основе закона эквивалентов.
8.Соотношение масс.
9.Решение с использованием массовой доли.
Задача: решите всеми способами.
Вычислите массу сульфита натрия необходимого для реакции с серной кислотой, чтобы получить 16 г оксида серы (IV).
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Какова масса углерода, при горении которого выделилось 12 г углекислого газа? Решить всеми способами.
Решение комбинированных и усложненных задач.
Задача 1. В раствор нитрата серебра погрузили медную деталь. Через некоторое время деталь вынули из раствора, промыли, высушили и взвесили. Оказалось, что её масса увеличилась на 3,04 г. Определите массу серебра, отложившегося на медной детали.
Задача 2. Для восстановления 1,16 г высшего оксида некоторого металла потребовалось 336 мл водорода. Определите этот металл.
Задача 3. При обжиге на воздухе сложного вещества массой 9,7 г образуется оксид массой 8,1 г, растворимый в щелочах, содержащий 80,2% элемента (II) и газ, плотность которого по водороду равна 32, обесцвечивающий раствор, содержащий бром массой 16 г. Определите исходное вещество.
Задача 4. При действии кислоты на 4,66 г смеси железа и цинка было получено 1, 792 мл водорода (н.у.). Каков состав смеси?
Задача 5. Определите массу гидрокарбоната натрия, который при реакции с кислотой выделит такой же объем углекислого газа, как 200 г карбоната калия.
Задача 6. Какова массовая доля (%) аммиака в растворе, приготовленном при растворении 11,2 л газообразного NH3 (н.у.) в 250 мл раствора аммиака с массовой долей 20% (= 0,92 г/мл)?
Задача 7. Определите объем воды необходимый для растворения 6,02 1024 молекул оксида серы (VI), чтобы получить раствор серной кислоты с массовой долей 10%.
Задача 8. Растворимость хлорида меди при 200С 73 г на 100 г воды. В насыщенном растворе хлорида меди (II) при нагревании растворили ещё 5 г соли, а затем охладили раствор до исходной температуры. Выделилось 7,87 г кристаллов. Определите массовую долю безводной соли в кристаллогидрате. |